Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия Версия для слабовидящих

Курская область намерена использовать опыт Удмуртии в централизации закупок

Представители Регионального центра закупок Удмуртской Республики посетили Курскую область в рамках обмена опытом в сфере централизации закупок. Представители области выразили заинтересованность в централизации закупок на основе модели, которая действует в Удмуртии.

Выстраиваемую в Удмуртии систему можно назвать уникальной. Республика реформирует государственные и муниципальные закупки по принципу «одного окна» с сентября 2017 года, когда функции государственной политики и регулирования в этой сфере были переданы Министерству финансов региона. Основные цели этой работы - интеграция бюджетного и закупочного процессов, управление расходами, экономия бюджетных и внебюджетных средств республики, выявление нарушений, в том числе до начала проведения закупки.

В рамках реформирования создан единый центр закупок, на который возложено проведение торгов для нужд республики. Проводится автоматизация и цифровизация закупочной системы региона.

Централизация проходит поэтапно. В настоящее время централизованы все конкурентные закупки для государственных и муниципальных нужд независимо от начальной (максимальной) цены контракта. Ведется работа по централизации закупок отдельных юридических лиц в рамках 223-го Федерального закона - это закупки государственных и муниципальных бюджетных и автономных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Работу по включению в эту систему таких юрлиц планируется закончить в сентябре текущего года.

Основное преимущество централизованных закупок состоит в экономии за счет оптимального формирования лотов, а также в сокращении издержек самого закупочного процесса. Значительно снижается нагрузка на заказчиков, а высокая квалификация специалистов уполномоченного учреждения – Регионального центра закупок позволяет избежать ошибок в закупочном процессе. На всей территории региона действуют единые правила осуществления закупок, единые требования к их участникам и к закупаемым товарам. Поставщики, таким образом, получают возможность участвовать в честных и прозрачных процедурах, более защищены от коррупционных проявлений.

Введен «предупреждающий контроль», когда специалисты Регионального центра закупок еще на этапе подготовки закупочной документации, выявляют нарушения, в том числе завышение начальной (максимальной) цены контракта, и указывают на это заказчику. Таким образом, снижается количество случаев нарушений законодательства, экономятся бюджетные средства.

Кроме того, проверка позволяет экономить средства еще до проведения закупки. Как следствие, при несостоявшейся закупке, когда заявку подал только один участник, новая система позволяет исключить возможность заключения с ним контракта по завышенной цене. В этом случае можно говорить об экономии бюджетных средств. В 2018 году каждая пятая заявка на закупку возвращалась заказчику для устранения несоответствий требованиям, установленным законодательством РФ или УР, в 2019 году – каждая четвертая.

Заявки на закупки с начальной ценой более 1 млн руб. проходят дополнительную предварительную проверку. Начальная цена проверяется на соответствие среднерыночным показателям, анализируются источники информации, используемые заказчиками при ее расчете. Проверяется также соблюдение требований к обоснованию закупки, правил нормирования для региональных заказчиков. За 6 месяцев 2019 года на этапе предварительной заявки на закупку только республиканских заказчиков выявлены завышения начальной (максимальной) цены контракта на сумму 54 млн руб.

Документы о закупке с начальной ценой более 10 млн руб. рассматривает совещательный орган Минфина - Межведомственная комиссия по оценке обоснованности закупок для обеспечения нужд Удмуртской Республики. В нее входят представители Регионального центра закупок, профильных министерств и ведомств.

Комиссия контролирует соблюдение заказчиком требований к обоснованности закупки, обоснованию начальной (максимальной) цены контракта до начала осуществления закупки. Если нарушены требования к обоснованию цены или закупка не соответствует ожидаемому результату, то она признается необоснованной - в 2018 году таких было 7 с общей начальной ценой 107 млн руб. За шесть месяцев текущего года таких закупок было уже 8 с начальной ценой в 620 млн руб. Например, в 2018 году одна из закупок на 15 млн руб. была признана необоснованной в связи с тем, что услуги уже были оказаны и оплачены в рамках другого контракта, в 2019 году – в связи с завышением цены одного из медицинских изделий на общую сумму 3 млн руб.

Для унификации объектов закупок по опыту других регионов создан Региональный каталог товаров, работ, услуг. Это свод универсальных для всех заказчиков типовых технических заданий, документаций о закупке, контрактов. В настоящее время он насчитывает почти 8,4 тысяч позиций товаров и услуг и позволяет полностью автоматизировать подготовку документации о закупке. По каждой позиции устанавливается контрольная цена - ориентир для заказчика при обосновании начальной цены контракта - и содержатся сведения об уже исполненных контрактах. Это упрощает работу заказчиков: позволяет исключить дополнительное сравнение характеристик, не ждать ответы на запросы коммерческих предложений от поставщиков, которые по факту не готовы выполнять эту задачу. За счет этого минимизируются трудозатраты заказчиков на подготовку процедур, а поставщики получают понятные и прозрачные правила участия в закупках.

Каталог позволил полностью автоматизировать процесс подготовки совместных торгов, подписание соглашения об их проведении осуществляется в электронной форме.

Таким образом, новой системе удается решать одновременно несколько задач: осуществлять предварительный контроль до проведения закупки, исключить возможность закупок с избыточными характеристиками и по завышенным ценам, а также осуществлять их по единым документам и требованиям.

Например, ранее одни и те же хирургические перчатки закупались по разным ценам. Даже для заказчиков, находящихся на соседних улицах, их стоимость варьировалась от 26,7 до 53,17 руб. Теперь перчатки закупаются на совместных торгах и стоят 21,8 руб. Еще один пример - закупка интродьюсера (приспособления, обеспечивающего внутрисосудистое введение электродов и катетеров без дополнительной травмы и повторных пункций): в 2016 году цена за единицу составляла 4050 руб., в 2017 году – 3911 руб., а в 2018 и 2019 годы - 2109,93 руб.

Вся информация в этой сфере размещается на созданном в июле 2018 года сайте «Единая система закупок Удмуртской Республики». На этом же портале действует Электронный магазин «Малые закупки Удмуртской Республики», который позволил небольшим региональным поставщикам попасть на рынок «малых закупок» и предлагать товары и услуги как для республиканских, так и как муниципальных заказчиков. Процент экономии по результатам проведения котировочных сессий в электронном магазине составляет в среднем 12%.

Министерство финансов Удмуртской Республики будет продолжать не только контролировать процесс закупок, но и совершенствовать систему закупок в целом.


Количество показов: 1742
Дата изменения: 15.07.2019 17:01:49

Возврат к списку